Технологии здоровой жизни 6 Мб
Пакет документов для внедрения 43 Мб
В 70-х годах ХХ столетия в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка.
Главной целью учёных и медиков, которые составляли основу нучно-исследовательской группы, стал поиск решений, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения. Ведь проблема деградацией психо-физического здоровья детей в ходе образовательного процесса звучит всемирным набатом уже почти 2 столетия. В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровее развитие детей, а так же подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.
Назовём лишь некоторые из основных факторов, подрывающих здоровье детей / взрослых в учебном и производственном процессах:
Переориентация видовой телесной вертикали, на которую подключёна работа не только органов чувств, но и генофонда на чуждый природе ребёнка (человека) сидячий динамический стереотип.
Систематическое пребывание тела в обездвиженности и, как следствие, формирование косно-закрепощённого динамического стереотипа (детей «овощей» - на этапе детства).
Угнетение активности генофонда на фоне подавления симпатической и доминирования эмбриональной парасимпатической активности в режиме согбенного тела с опущенной книзу головой.
Дезорганизация пространственной синхронизации электрических потенциалов коры головного мозга.
Дезорганизация скоординированной целостности тела («собранности»), угасание произвольно – волевых целенаправленных способностей и, как следствие, нарастание статических нейро - мышечных напряжений (стрессов – по Ганс Селье, 1936).
Возрастающие в поколениях статические нейро-мышечные напряжения и, как следствие, выгорание полевого генома.
Пресечение в режиме «близорукого» узкоформатного зрения свободы работы базового психогенетического механизма – зрительного сканера; распад утилизированных в память чувств образов мира.
Хроническая сенсорная депривация (депрессия).
Опираясь на результаты исследований проведённых Владимиром Базарным, его учениками и последователями была разработана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно - воспитательных режимов и технологий. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые 44 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения и полезные модели, имеющих положительные заключения научных центров РАН и РАМН. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были массово реализованы на практике.
Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом требования организма человека. Школьная мебель, известная как «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения получили глубокое научное обоснования и стали революционным подходом в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.
Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат.
Запатентованных В. Ф. Базарным изобретений и полезных моделей, предназначенных для содействия здоровому, гармоничному развитию детей в грудничковом, младенческом, дошкольном и школьном периодах:
Подвесные музыкальные и физкультурно – оздоровительные люльки для повышения эффективности адаптации младенца к гравитационному прессу земли и гармоничного развития ребёнка на грудничковом этапе.
Техническое устройство для раннего развития ориентировочно – поисковых реакций младенца и за счёт этого повышения эффективности развития мозга и его функций.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у мальчиков мужественно – волевых качеств.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у девочек материнских и женственных качеств.
«Тактильная азбука» для повышения эффективности развития чувств и грамоты ребёнка.
«Жестово - образная азбука» для обучения грамоте и одновременного развития пространственного зрения и функций мозга.
Азбука и наборы подвижных слов и слов для игрового обучению ребёнка грамоте в режиме кукольного театра.
Дифференцированно ориентированное на мальчиков и девочек функционально - развивающее обустройство пространства вокруг детского дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.
Сообразное сенсорным ритмам обустройство учебно – познавательной среды.
Приёмы и технические средства раннего овладения чтением - письмом - рисованием в режиме развития чувства пространства и перспективы.
Сообразные природе эндогенных ритмов ребёнка «экологически чистые» образные прописи.
Технические устройства, предупреждающие утомление учащихся в процессе чтения и письма.
Набор различных типов мебели, обеспечивающие неутомительное обучение и выполнение зрительно – умственных работ в режиме малых форм двигательной активности.
Широкоформатное экологическое панно для обучения детей в режиме дальнего зрения и зрительно-образного моделирования.
Конструкции для одновременного развития зрительно – моторной реакции и овладения навыками ускоренного чтения.
Наборы технических средств для обучения художественно - образному чтению детей в режиме свободного перемещения в свободном пространстве.
Сенсорная матрица для раннего запечатления детьми пространственно-метрических отношений.
Настольные и напольные сенсорные конструкции для овладения детьми пространственно – геометрическим и образно- математическим мышлением.
Комбинированный учебный и физкультурно-оздоровительный класс.
Технические устройства коррекции возникших в процессе учёбы отклонений в развитии зрения и позвоночника.
Тренажёрная система для развития в учебном процессе зрительно – моторной реакции и вестибулярной стойкости тела и психики.
Открытая дидактическая площадка.