Экспресс-контроль в школе

 

Скачать Размер:0.5 Мб

Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)

И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».

Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.

Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.

Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно - смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).

Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно - развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.

1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во - первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во - вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:

«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».

За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно - гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ). 


 

Комментарии